среда, 5 сентября 2012 г.

Из пляжных наблюдений

Оговорка 1: я - поклонница метода Марии Монтессори. Не буду отклоняться в объяснения, что и к чему (если интересно, могу вкратце изложить основные принципы; ну и всегда можно погуглить), здесь меня интересует один из аспектов её метода: обучение ребёнка размерам, формам, цвету и т.д. - в общем, физическим свойствам предмета.

Оговорка 2: бабушка подарила нам вот такие прекрасные разноцветные стаканчики, которые можно сложить в пирамидку. Донышки у них в дырочку, как сито, так что с ними прекрасно возиться в воде: вот мы их всё лето на море и таскали.

На домашнем пляже мы познакомились со всякими разными детьми. Как выяснилось, у нас тут просто детский сад в летний период, очень хорошая атмосфера. Чаще всего мы общались с мальчиком двух лет, которого зовут Мàнуэль и с его родителями и дедушкой-бабушкой. Мануэлю очень понравились эти стаканчики и мы иногда давали ему с ними поиграть (насчёт поделиться игрушками напишу в другом посте). 
Дедушка и папа (они чаще всего были с ним на пляже) показывали Мануэлю разные стаканчики и называли цвета.
А теперь Монтессори: ребенок до трех лет познаёт мир самостоятельно. Один из основных принципов - не мешать ему, а помочь упорядочить. Исходя из этого, предпочтительнее обучать ребёнка одному качеству предмета за раз (этот принцип лежит в создании сенсорного материала Монтессори). 
Поясню на примере.
Вот берёт дедушка все стаканчики подряд и называет цвета (некоторые из них ребёнок уже знает, как оказалось): зелёный, голубой, синий, фуксия, красный и т.д. Для простоты пояснения возьмём для сравнения зелёный и желтый. Вот показывают ребёнку два стаканчика и говорят: зелёный; жёлтый. Ок. Но зелёный к тому же большой, а желтый - маленький. Как ребёнку дорубить, что ему объясняют цвета, а не размеры?
А тут приходит папа и говорит: а давай я тебя научу считать, и начинает: один-два-три и поехали. В итоге ребёнок соображает: ага, зелёный большой стаканчик называется Один, а голубой поменьше - Два, а синего ещё поменьше зовут Три...
Понятно, что мы все выросли примерно с таким методом образования, но если есть возможность упростить систему, не нестись преподать всё сразу ребёнку с риском создать кашу в голове, а объяснять постепенно, в одной категории: взять например одинаковые стаканчики по размеру и форме, но разные по цвету (Мария Монтессори очень много написала об этом и многом другом, не буду тут останавливаться) - не будет ли это правильнее и проще, как вы думаете? 

И ещё о стаканчиках. Мануэль пытался складывать их один в другой: пробует засунуть тот который побольше в тот что поменьше. Дедушка сразу корректирует:
- Нет, Мануэль, так не правильно, - и показывает - надо вот так.
Молодец! Только молодец кто? Дедушка. Круто! Мужик за 50 знает, как собираются стаканчики, а внуку нет никакого места для личных маленьких побед и открытий. 
У Джорджо глаза горят, когда у него получается что-то самому сделать. Он смотрит на меня и папу страшно довольный, рад поделиться открытием. 
А бедному Мануэлю (пока ни Мануэль, ни родные не догадываются, что он - бедный) придётся до определённого возраста делать по подсказке, а попозже от подсказывающих же будет и получать за несамостоятельность и неспособность рассуждать.
На этом все.

В следующей серии о том, "посмотри, какой Джорджо молодец, не то что ты" и "поделись игрушкой", хотя может и нет необходимости.
Спасибо за внимание.

2 комментария:

dashenzia комментирует...

Тань, пример со стаканчиками очень здоровский!! Я вот наблюдаю, Платон их друг в дружку вкладывать только сейчас начинает.. ТАК интересно за ним со стороны наблюдать.:)) а сколько кайфа, что не по твоей (смысле моей:) наводке детенок чего-нить делает, а сам "доходит".. класс!!

Malavita комментирует...

Я предварительно все-таки показываю, что и как можно сделать с предметом, но стараюсь не нестись с корректировками, если вижу, что не получается.